Previous Entry Share Next Entry
Развитие словарного запаса
yoshka
lele_femme
Hапишу немного о развитии словарного запаса.
Первые слова у ребенка (при типичном развитии) появляются примерно в возрасте года. Иногда говорят, что ребенок "молчал, молчал, и вдруг заговорил", в некоторых статьях пишут "ребенок учится говорить в возрасте года", а на самом деле все это происходит совсем не вдруг, ребенок учится общаться с рождения, и в первый год жизни младенца развиваются очень важные и критичные вещи (база для коммуникации и речи, например). Ребенок общается очень интенсивно задолго до появления первых слов. Как-нибудь напишу о развитии коммуникации в первый год жизни. А сейчас - пишу про возраст начиная примерно с года.
И так, у ребенка появляются первые слова, и он продолжает говорить фразами из одного слова в течении нескольких месяцев, а иногда и целый год (потом появляются фразы из 2 слов и т.д.).
Что вообще считается словом? Не все первые слова ребенка похожи на наши "взрослые" слова. То-есть если ребенок вдруг решил, что "баба" означает соска, и пользуется этим словом постоянно, и мы, взрослые, понимаем, что говоря "баба" он имеет в виду соску - значит это слово. Постепенно все больше слов становятся похожи на взрослые (с "детским" произношением, конечно).
Словарный запас нарастает в неравномерном темпе. Вначале новые слова появляются редко... А потом в какой-то момент словарный запас начинает нарастать "как снежный ком": каждую неделю появляются несколько новых слов, потом каждый день по слову, потом по несколько в день... Это называется "лексикальный взрыв" (по крайней мере ивритский термин такой). Когда набирается 50-100 слов, должны появится уже и первые фразы из двух слов.
По поводу значения слов, они не всегда соответствуют взрослому значению. Бывает, что значение детского слова включает в себя больше всего, чем имеется в виду у взрослых. Например "собака" может обозначать всех животных, "папа" - всех мужчин. Иногда наоборот: "собака" это только одна конкретная собака пудель Бобик, "бутылка" - только одна конкретная бутылка ребенка, а остальные - не бутылки. Бывает, что то, что для нас существительное, для ребенка глагол, например "дверь" может означать "идти гулять". Вообще такие вещи зависят от языка, конечно, например по-русски ребенок вряд ли скажет "дверь" вместо "гулять", так как слово "дверь" не такое уж легкое для произношения, а дети естественным образом выбирают сказать то, что полегче (но на иврите например такое может быть). Детское слово может так же иметь несколько разных значений (не всегда совпадающих со взрослыми значениями), например "мама" может быть и конкретно мама, и "возьми меня на ручки", и "хочу кушать", и "мамина сумка".
-------------------------------------------------------------
На тему первых детских слов и вообще словарного запаса можно еще очень много всего рассказать, но я не хочу, чтоб пост был слишком длинным, поэтому напишу немного о том, по какой причине у ребенка может быть задержка развития речи (в том числе задержка в появлении первых слов и в развитии словарного запаса).
Есть много вариантов, вот некоторые из них:
- Проблема слуха (по разным причинам). Даже относительно небольшое снижение слуха может сильно повлиять на развитие речи.
- Проблема коммуникации. Например аутизм. Ребенок может затрудняться в общении, он может не уметь / затрудняться обратиться к другому человеку с просьбой или не уметь отреагировать на попытки другого с ним общаться... на эту тему можно писать много. Иногда родители (и другие взрослые) не замечают проблемы коммуникации ребенка до возраста полтора-два года, и замечают это только потому, что первые слова не появились вовремя.
- Диспраксия - трудности с координацией и планированием движений, в том числе движений языка, губ и т.д., требующихся для артикуляции (произношения звуков).
- То что в школьном возрасте будет являтся трудностями в обучении (learning disabilities), дислекция, или например ADHD... все это в раннем детском возрасте может проявлятся как задержка развития речи.
- Проблемы развития интеллекта (умственная отсталость)
- "Просто" проблема речи, не как результат других проблем развития, а именно только врожденная проблема развития речи - в научных статьях это называется specific language disorder.
Это не все варианты, есть еще.
А бывает конечно и так, что задержка развития речи это просто задержка, абсолютно ничего не значит и не о чем не говорит, все образуется само собой. На самом деле это часто бывает. Тем не менее, не специалисты не могут знать, что в итоге окажется, и образуется ли все само собой или есть проблемы, требующие вмешательства и помощи.
Поэтому если есть сомнения по поводу развития речи ребенка, всегда стоит пойти к специалистам и проверить (по крайней мере в Израиле это точно стоит делать, я не знаю что именно происходит в других странах).
А сомнения могут возникнуть например если первые слова не появляются вовремя (в возрасте год-полтора). Или если в 2 года у ребенка в активном словарном запасе нет хотя бы 50 слов, и нет еще фраз хотя бы из 2 слов. Важно обращать на эти вещи внимание именно потому, что это может являться "красным флагом" - индикацией возможных других проблем.
------------------------------
Dromi, Esther. "Early lexical development." The development of language 99131 (1999).

  • 1
Можно, я сделаю репост в сообщество?

Подскажите, а как можно записаться на проверку, это делается через больничную кассу? Через терапевта?
Ребенку 2.2, словарный запас большой, но не говорит 2 слова вместе.


  • 1
?

Log in