Previous Entry Share Next Entry
Проблемы речи в школьном возрасте
yoshka
lele_femme
Захотелось написать немного о том, как проблемы речи проявляются в школьном возрасте.
Иногда бывает, что дошкольники (скажем 4-5 лет) отстают от сверстников в развитии речи, но не всегда это очень явно.

Приведу в пример одну девочку, с которой я сейчас работаю. Словарный запас у нее вроде неплохой, произношение хорошее, говорит с небольшим количеством ошибок (склонение / спряжение), но вообщем-то вполне понятно выражает свои мысли. Сейчас у нее нет проблем в общении со сверстниками (раньше были) и в садике во всем стала участвовать (раньше не участвовала ни в чем, молчала). Но она говорит только короткими предложениями. Родители считают, что девочки не нужны никакие занятия с клинаит тикшорет (логопедом), так как они не видят в чем проблема. Ну говорит она только короткими предложениями, и что, какая разница?

А дело вот в чем: девочке 4 года. 4-ех летние дети с нормальным развитием речи говорят не только короткими предложениями, а и длинными, и сложноподчиненными... То-есть у нее отставание в развитии речи в определенной области. В более раннем возрасте у нее было отставание в других областях (словарный запас, произношение), сейчас в этом она вроде нагнала сверстников, но отстает в другом.. И даже в случае, что ей это сейчас в данный момент не мешает, эта разница между ней и другими детьми совсем не факт что исчезнет или уменьшится к тому времени, как она пойдет в школу.

А как проявляются проблемы развития речи в школе?
В школе очень большой упор идет на то, чтоб дети учились читать, писать...
Но для того, чтоб читать и писать, надо не только знать буквы и обладать достаточно развитой моторикой, чтоб писать аккуратно.
И надо не только знать, как пишется то или иное слово.
Надо (и это одна из самых важных вещей) обладать достаточно развитой речью.

Например если у ребенка не достаточный словарный запас (по сравнению с тем, каким он должен быть по-возрасту), у него будут проблемы в том числе с чтением. Особенно на иврите, когда в 3-ем классе переходят на чтение без огласовок, это ведь частично "угадывание" слов, например написано ספר и надо из контекста понять, что это: книга ("сефер") или например парикмахер ("сапар"), а если ребенок не знает слова "сапар", то он и прочитать правильно не сможет, не то что понять.
Ну и само собой разумеется, что для того, чтоб понимать прочитанное, нужно понимать слова... то-есть без достаточного словарного запаса не может быть понимания прочитанного, а без понимания нет смысла читать...
Естественно, что и для того чтоб писать, нужен словарный запас, а так же שליפה, то-есть умение достаточно быстро вспомнить нужное слово.

А зачем уметь разговаривать длинными предложениями? Во-первых если есть отставание в этом, оно может быть и в понимании таких предложений, не только в употреблении... А в школе даже в начальных классах тексты, задания и т.д. и т.п. пишут достаточно длинными и сложными предложениями. И взрослые часто употребляют такие предложения в своей речи. А если ребенок теряется , когда слышит все эти сложноподчиненные предложения, и от него ускользает смысл сказанного, то у него будут сложности понять то, что рассказывают почти по всем предметам.... даже для понимания задач по математике надо понимать длинные и сложные и всячески закрученные предложения.
И само собой, что выразить свои мысли короткими предложениями тоже становится сложно в школьные годы. Так как мысли приходится выражать все более и более сложные. И устно и письменно.

Я сейчас работаю и с малышами и со школьниками, и интересно бывает сравнивать и наблюдать, как все эти вещи проявляются в разном возрасте.

А на вопрос "и что делать?" у меня ответ такой:
Во-первых идти к логопеду (клинаит тикшорет) если подозреваете у ребенка проблемы развития речи.
Хуже от этого думаю не будет :) А лучше - вполне может быть.
А во-вторых ИМХО книжки это супер способ развития речи :))) Не переставайте читать детям, даже если они уже школьники.

  • 1
Интересно.
Мне вот кажется, что Ноаму до сих пор иногда тяжело выразить и сформулировать свои мысли. Хотя книжки, причем довольно продвинутые (Марк Твен, Жюль Верн, Киплинг и т.д.) он читает сам, в школе учится на отлично, да и словарный запас у него довольно приличный.
А может это я просто к нему придираюсь.

IMHO это не всегда симметрично. В том смысле, что понимание хорошее, а самому выразить себя сложно.

Ну да, конечно. Бывают трудности только в הבעה, а бывает и в הבנה тоже...

В Америке, кстати, есть уроки риторики и всякие там диспуты в классе. У нас как то это малоразвито. Хотя пару раз в году они готовят презентации.

На его программе для отличников, куда он в этом году поступил, есть кружок debating. Очень надеюсь, что это поможет.

Вполне может быть такое, что есть трудности выразить свои мысли не смотря на чтение книжек и прекрасный словарный запас.
А может быть, что придираешься :)
Ничего не могу сказать не будучи знакома с ним, конечно.

я тебя читаю и что-то все больше беспокоюсь по поводу Неты.
За прошлый год в ее "русском" саду, который был призван быть не русским, ее иврит ухудшился. Т.е на русском она хорошо изъяснялась, а сейчас стала лучше говорить на иврите, но на русском стала медленнее говорить и ей требуется время, чтобы сформулировать и выдать фразу. На иврите тоже. Плюс, например, сегодня получила мейл от воспитательницы, что никто из детей не ответил на вопросы на тему объединения предметов: мебель, одежда, электротовары.... На русском она точно это знает, а на иврите нет. ВОспиталка советовала дома играть и спрашивать детей, а я не знаю, как сочетать два языка. Мы дома не говорим на иврите, я занимаюсь с ней по пособиям на русском. Она любит. Коля иногда на иврите ей читает. На русском много читаем.
Вопрос, чо делать, начинать беспокоиться и как идут к логопеду? Только частно?

"Вопрос, чо делать, начинать беспокоиться и как идут к логопеду? Только частно?"

Я не могу по таким описаниям сказать, начинать беспокоиться или нет...
Обычно идут к логопеду если либо родители либо воспитатели в садике выражают какое-то беспокойство по поводу речи ребенка.
Мне кажется этого достаточно, чтоб пойти и проверить.
Просто вот это твое чувство легкого беспокойства достаточный повод, ИМХО.
Теперь как именно это сделать:
либо через итпатхут а елед, и тогда ждать в очереди, иногда аж пол года.
либо пойти частным образом, заплатить 200-300 ш. Одноразово это не страшно, я думаю.
Сделают ивхун, и если скажут, что все ОК, то получится что ты потратила немного времени / денег, но зато знаешь, что нет причины беспокоиться.
Ну а если таки окажется, что нужны типулим, то либо через купат холим / итпатхут а елед (ждать очереди), либо частно, и насколько я знаю, если от купы вам говорят, что у них очередь больше 4-ех месяцев, то вам полагается возврат (не полный) от купы за частные типулим.

Если ты еще не решила, начинать беспокоиться или нет :) то есть такой вариант:
обратись в свою больничную кассу и попроси клинаит тикшорет, пока будете ждать своей очереди (обычно это несколько месяцев), может уже станет понятней, есть ли повод для беспокойства, и тогда максимум просто не пойдете на ивхун, если решите, что не надо. Но на всякий случай стоит уже сейчас очередь забить. ИМХО.

спасибо, а мне проверять ее иврит, т.е. к любому логопеду?

В идеале и то и другое надо проверить...
Если частным образом пойдешь, пойди лучше к русскоязычной, чтоб проверила и русский для полной картины. Ты в каком городе? Могу помочь найти (я знаю в центре нескольких хороших, опытных, с израильским образованием...).
А если пойдешь через купат холим, то там какая будет, такая будет :) По идее хорошие специалисты умеют проверять все что надо и не владея при этом русским языком (они будут знать, какие вопросы задать родителям, и составят полную картину на основе информации от родителей).

" Плюс, например, сегодня получила мейл от воспитательницы, что никто из детей не ответил на вопросы на тему объединения предметов"

Мне это страновато, у нас в ган хова никаких майлов такого рода не было... В садике занимались подготовкой детей к школе, никаких заданий родителям не давали, а если у какого-то ребенка были трудности, это обговаривалось между родителями ребенка и воспитателями. Не было общих майлов по поводу того, что дети знают или не знают или должны знать...

воспиталка шлет бесконечные мейлы, ей скучно, видимо. Она послала фотографии со свадьбы дочери, подробное письмо, какую ей сделали операцию, где и зачем и как она себя чувствует.
Но когда ко мне при Нете подошла молодая нянечка месяц назад, т.е в начале года и сказала, что ваша дочь не знает ни букв алфавита, ни считать до 20 на иврите не умеет. Я потом так наехала по телефону на эту разговорчивую воспиталку, что ей некогда было слова вставить. Не знаю, какие результаты будут, но я могу гордиться своей ассимилированностью:)) 10 лет назад я бы не могла такое людям говорить:))

היום התחלנו לשוחח על חפצים הנמצאים בבית ונוכחתי שהילדים אינם בקיאים בשם הכללי .

לדוגמא : שולחן, כסא ,ארון ,ספריה וכו' אף ילד לא ידע לאמר שזה רהיטים !!

תנור, טלביזיה , מכונת כביסה וכו' לא ידעו שזה מוצרי חשמל .

ישבנו כ 40 דקות במפגש רק על הכללות אלו .

כדאי ביום יום לשוחח ולשאול את הילדים על כך .

להפוך זאת למשחק כמובן .

כמו כן : היכן קונים ירקות ופירות .

מה קונים בקונדיטוריה ועוד ...

גלשנו לתחומים רבים והילדים ישמחו אם תשוחחו איתם על כך ..

Вопрос, что делать, начинать беспокоиться и как идут к логопеду? Только частно?
Могу рассказать про наш опыт. В тром-хова воспитательница посоветовала пойти на "ивхун" из-за некоторых звуков, которые Михаль плохо выговаривала.
Процедура была такая: взяли направление детского врача и записались через сайт Маккаби к "клинаит тикшорет". Там есть целый список. Можно обзвонить и найти тех у кого очередь есть в ближайшее время (они спрашивают по телефону, какого вида проблема т.к. на разные проблемы требуется разное время чтобы их проверить, а также не все всем занимаются).
В итоге, назначили встречу через неделю. Вердикт - все в норме :)
Эта встреча нам не стоила ни копейки.

Edited at 2015-11-02 07:51 am (UTC)

Чтение, конечно, супер, но просто читать не достаточно. Надо еще и пользоваться теми словами, что прочитал. Говоря другими словами, переводить их из пассива в актив. А для этого нужно обсуждать, пересказывать прочитанное, уделяя внимание именно новым словам.
А кстати, что читать детям 8 лет, которые сами уже читают на уровне взрослого? И не соглашаются на родительское чтение.

"Чтение, конечно, супер, но просто читать не достаточно."
Ты права... это было бы идеально :) Но если такое посоветовать родителям, которые вообще детям не читают, то скорее всего они так и продолжать просто не читать... потому что на такой "мастер класс" далеко не у всех есть время / силы / ресурсы / желание.
Так что "просто читать" ИМХО это очень хорошо и очень полезно.
Мы например с Шоном обсуждаем какие-то непонятные ему слова по ходу чтения (иногда по его инициативе, иногда по моей), но потом после чтения еще и пересказывать не хватает у нас времени. Обсуждать иногда обсуждаем, если хочется обсудить :) Но не именно с целью закрепления новых слов...

"А кстати, что читать детям 8 лет, которые сами уже читают на уровне взрослого?"
А зачем им читать в таком случае? Если сами уже могут прочитать все что хотят, любят читать, и не хотят, чтоб взрослые читали?
ИМХО как раз в таком случае нет никакого смысла им навязывать, пусть сами читают и все.
Я в посте написала немного про другое, я про то, что многие школьникам вообще не читают... то-есть считают, что если ребенок уже дошел до уровня чтения "мама мыла раму" (условно), то пусть он сам себе читает, а если не дошел до такого уровня, то надо заниматься с ним именно чтением, то-есть сидеть с ним с "сифроним" и чтоб он тренировался читать... и не придают большой важности тому, чтоб самим читать ребенку. ИМХО очень зря :)

Edited at 2015-11-02 10:53 am (UTC)

"А зачем им читать в таком случае?"
Ну, везде пишут и говорят, что надо читать даже большим детям. Чтоб читать не разлюбили, чтоб время вместе проводить, хз...

Лена, а как проф. термин שליפה звучит на английском? Не "pulling out" же, наверное? retrieval?
בעיות שליפה = retrieval difficulties?

Да. Или word finding difficulties.

"Preschoolers with word retrieval difficulties are tricky. We need to be sure theirs is not a deficit in vocabulary or a phonological disorder that makes them difficult to understand. Sometimes I have worked with preschoolers in language therapy for a while before I realized their underlying difficulty was actually word finding."

http://www.wordfindingforkids.com/helping-preschoolers-with-word-finding-difficulties/

Но это не так часто бывает у детей, чтоб именно чистая בעיית שליפה.
Такое бываeт чаще у взрослых с афазией...
А у детей то что выглядит как "проблема вспомнить слово" на самом деле чаще всего связанно с проблемами не достаточного словарного запаса. То-есть они эти слова не так уж хорошо знают или не знают вообще, или не очень понимают, или не достаточно употрeбляли, поэтому слово не приходит в голову. А так чтоб прекрасно знали слово, но трудно было его вспомнить в нужный момент - это бывает реже именно у детей.

Edited at 2015-12-10 06:44 am (UTC)

С днем рождения! Всех благ)

(Deleted comment)
  • 1
?

Log in